Реабилитационный центр для инвалидов

"Калужский реабилитационно - образовательный комплекс"

с 15 апреля 2016 г. ведёт новостную ленту на новой версии сайта

Доклад на Парламентских слушаниях в Совете Федерации 2007 г.

По неоптимистичным прогнозам социологов к 2015 году в России количество инвалидов может достичь 12-17 процентов населения.
Одна из причин такого страшного прогноза в том, что рост инвалидности не сдерживается сегодня российским законодательством. Оно не стимулирует конкретного человека вернуться к трудовой деятельности. Изменения в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 181-ФЗ, последовавшие за принятием 122 ЗАКОНА не улучшили ситуацию.
1.
Стимулирование стремления инвалида к проведению комплекса мероприятий по профессиональной реабилитации.

В мировом опыте реабилитации инвалидов множество примеров простого и ясного пути возвращения трудоспособности. Законодательство не приказывает человеку восстанавливать трудоспособность, государство естественным путем создает экономическую заинтересованность гражданина к возвращению в трудовую деятельность.
Что может Россия сегодня противопоставить например, Германии, если успешная профессиональная реабилитация И РАЦИОНАЛЬНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО в этой стране увеличивает личные доходы гражданина в разы по сравнению с социальным пособием по утрате трудоспособности? Стремление человека к труду в такой ситуации исключительно велико!
Предвижу возражения, что такой подход сегодня невозможен в России в силу экономических причин. Но не следует ли признать, что вслед за ростом числа неработающих инвалидов в геометрической прогрессии растут расходы на выплату пенсий, а резервы нашей экономики продолжают таять, вовлекая в круговорот инвалидности все новые и новые тысячи граждан.
А российская семья инвалида порой вся живет на назначенную ему пенсию, так какой смысл в его реабилитации, если человек всеми путями уклоняется от профессионального обучения, опасаясь, что вслед за полученной профессией он восстановит трудоспособность и лишится государственной пенсии?
В конечном итоге доход от трудовой деятельности, а не пенсия должен стать основным источником средств к существованию для человека, имеющего ограничения трудоспособности, а государству следует направлять свои усилия на развитие и поддержку реабилитационных учреждений, служб занятости населения и работодателей.
а) Для достижения заинтересованности инвалида в профессиональной реабилитации предлагаем:
определить, что в тех случаях, когда при установлении степени утраты трудоспособности прогноз в сфере профессиональной реабилитации благоприятен, гражданину предлагается назначение пенсии (пособия) в увеличенном размере (до 100% увеличения) при условии его согласия на прохождение курса профессиональной реабилитации.
Выплата пенсии (пособия) в увеличенном размере устанавливается на период проведения реабилитационных мероприятий и продляется на период продолжительностью до одного года в случае рационального трудоустройства по приобретенной профессии.

Это предложение обеспечит инвалиду на первом этапе стимул обучаться с перспективой трудиться и обеспечивать себя и свою семью.
В последующем периоде при трудоустройстве адаптация и стабилизация гражданина в осуществляемом трудовом процессе с поддержкой государства в течение года будут способствовать закреплению инвалида на рабочем месте. Одновременно трудовая деятельность повлечет за собой налогообложение физического лица, возвращая тем самым государству средства, затраченные на непосредственную финансовую поддержку и реабилитацию, что создает финансовое обоснование для возможной реализации государством данной схемы стимулирования профессиональной реабилитации.

2.
Создание федеральной системы профессионального образования инвалидов.
А тем временем за последнее десятилетие мы уже потеряли предприятия, использовавшие труд инвалидов и практически потеряли руководство над созданной еще в 20-е годы системой специального профессионального образования инвалидов в Российской Федерации.
Всего 35 регионов России имеют на своей территории специализированные техникумы и профессиональные училища для инвалидов.
Учебно – методический кабинет, ранее координировавший образовательную деятельность учреждений, уже много лет подвергается реорганизациям, методическое руководство профессиональным образованием инвалидов финансируется недостаточно, стандарты профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствуют.
Существующая система учреждений разделена – 12 ССУЗов остаются на федеральном финансировании и подчинены Федеральному агентству, 24 ПУ – на бюджетах регионов в том числе и в Калужской области, где учебная мастерская для инвалидов гражданской войны была открыта в 1929 году. Нашему учреждению больше 75 лет, Центр - старейший в России, но говорю я это не для того, чтобы вспомнить очередной юбилей, а для того, чтобы подчеркнуть, что у нас есть бесценный опыт работы по профессиональной реабилитации инвалидов, той работы, которую не остановили ни развал Союза, ни экономические проблемы новой России..
Наш коллектив сумел сохранить образовательное учреждение, при содействии администрации Калужской области в 1996 году преобразовать его в Центр профессиональной реабилитации инвалидов и создать собственную эффективную технологию реабилитационного процесса, которая ежегодно возвращает к трудовой деятельности 60 -70 молодых людей с ограниченными возможностями, несмотря на все существующие недостатки законодательства и проблемы в экономике страны.
Мы готовы предложить уже во многом реализованную нами модель возможного будущего Федерального Центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
Последние 5 лет успешно осуществляются особые реабилитационные программы для лиц с недостатками в умственном развитии, ведется их курсовая подготовка по неквалифицированным профессиям.
На постоянной основе работает отделение выбора профессии.
Профессиональное обучение осуществляется на 4 учебных отделениях по 8 профессиям.
. С 2005 г. Открыто новое учебное отделение информационных технологий, в котором ведется обучение рабочей профессии «Оператор ЭВМ», отделение дистанционного образования по этой же профессии. Мы единственные в России, кто бесплатно передает на период обучения в пользование инвалидам на дом новейшую компьютерную технику, оснащенную всем необходимым учебным материалом и обеспечивает Интернет – соединение с преподавателем в режиме реального времени.
Осуществлено создание компьютерной общеучрежденческой системы учета реабилитационных мероприятий «Динамическая карта реабилитации» на основе технологии Реабилитационного центра г.Уппсала (Швеция).
Успешно действует с декабря 2005 г. Информационно - методический Центр по проблемам лиц с ограниченными возможностями, оснащенный современной компьютерной техникой, связью, обеспеченный квалифицированными кадрами педагогов – психологов и юристов.
Третий год совместно с региональным отделением ФСС существует крайне важная для инвалидов области служба доставки, ремонта и обслуживания технических средств реабилитации. Решается вопрос о создании службы сурдоперевода.
Разработки в сфере новых профессиональных образовательных технологий есть не только в Калужской области, но во всей России, примером могут служить в Ростовском регионе - Новочеркасский технологический техникум – интернат, Михайловский техникум – интернат Рязанской области, Санкт – Петербургский Профессиональный реабилитационный центр.
б) Предлагаем создать федеральную систему профессиональной реабилитации инвалидов на основе существующих учреждений начального и среднего профессионального образования инвалидов.
В содружестве с ВУЗами, которые занимаются этой же проблемой, мы получим необходимую прозрачную структуру непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями.
Центры профреабилитации не должны представляться обществу, как интернатные резервации.
Их задачи схематично представляются следующими:
- исполнять функцию организации и контроля процесса профессиональной реабилитации в своих и ближайших к себе регионах,
- вести непосредственную образовательную деятельность в области курсовой профессиональной подготовки, начального и среднего профессионального образования,
- осуществлять информационную и консультационную деятельность с целью оказания реальной помощи в выборе профессии,
- содействовать в получении инвалидом профессионального образования любого уровня в любом образовательном учреждении в соответствии с потребностями.
- осуществлять в случае необходимости финансирование профессионального образования инвалида в негосударственных образовательных учреждениях по месту его жительства,
- вести мониторинг реабилитантов, содействовать их непрерывному образованию, трудоустройству и повышению квалификации,
- осуществлять необходимые виды социальной, медицинской, психологической помощи реабилитантам.

Создание такой образовательной системы обеспечит равные права инвалидов на информационное обеспечение, обучение, последующее трудоустройство, позволит в значительной мере выполнить Рекомендации Международной Организации Труда №168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов»

3.
Вопросы финансирования мероприятий по профессиональной реабилитации.

С 1996 года мы называем наших учащихся не инвалидами, а реабилитантами, а с недавнего времени мы ввели у себя понятие «реабилитационная услуга». С этих терминов начинают выстраиваться отношения между Центром и учащимся, когда учреждение предоставляет комплекс услуг по профессиональной, медицинской и социальной реабилитации. Объем этих услуг определяется , с одной стороны, Индивидуальной программой реабилитации, с другой стороны – потребностями и желанием инвалида. Двусторонний договор между Центром и реабилитантом, позволяет ясно определить объём реабилитационных мероприятий, и оптимизировать финансовые затраты, сделать процесс реабилитации абсолютно индивидуальным и по содержанию и по расходам на него.
Почему технические средства реабилитации мы оплачиваем из федерального бюджета через ФСС, а профреабилитация удел регионов?
Что за странная ситуация, когда лицу, пострадавшему от травмы на производстве законодательство определяет порядок оплаты из федерального бюджета его профессиональную реабилитацию, а инвалиду, пострадавшему в автокатастрофе – нет?
в) Предлагается определить, что источники финансирования мероприятий по профессиональной реабилитации могут и должны быть разными.
Оплата мероприятий по профессиональной реабилитации осуществляется:
- при травмах, полученных на производстве и профессиональных заболеваниях Федеральным фондом социального страхования (уже определено 118 – ФЗ),
- при травмах вследствии автокатастроф Российским союзом страховщиков ОСАГО,
- при травмах, полученных в период прохождения военной службы и службы в иных силовых структурах – соответствующими страховые организации Минобороны или других структур,
- в прочих случаях установления ограничений трудоспособности - Федеральным фондом социального страхования или иным органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
Перечень реабилитационных мероприятий должен быть утвержден Правительством Российской Федерации.
Объем реабилитационных мероприятий в отношении гражданина должен определяться на основании Индивидуальной Программы Реабилитации инвалида, оформляемой Федеральной службой МСЭК на основе критериев, подлежащих разработке.
Стоимость мероприятий согласно утвержденного Перечня должна ежегодно рассчитываться Федеральными Центрами профессиональной реабилитации (далее ФЦПР) и предоставляться на рассмотрение и утверждение Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию с учетом региональных особенностей и сложившегося уровня цен на образовательные услуги сторонних и негосударственных образовательных учреждений (по результатам региональных конкурсов на услуги, организуемых ФЦПР по поручению Агентства)
Формирование бюджета учреждения следует вести не по нынешнему принципу спущенных сверху «контрольных цифр», а опираться на расчетные нормативы расходов по каждому принятому на курс реабилитации человеку. Гражданин должен, знать, сколько средств потрачено на возвращение его в общество в роли полноценного труженика, и казна знала, что средства, выделенные из бюджета, были потрачены на конкретного реабилитанта.
Близится ли то время, когда вслед за отменой льгот появится ли понятие государственного заказа на восстановление трудоспособности.
И главное для нас - сегодня и в будущем – достижение реального трудоустройства нашего выпускника – трудоустройство в любой форме – в промышленности, в малом бизнесе в роли предпринимателя или в надомном труде.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer